Профилактика коронавируса

На селе и «зелёному» Айболиту рады

Кадровая проблема в аграрно-промышленном комплексе республики по-прежнему остаётся очень острой. На селе не хватает агрономов, зоотехников, ветеринаров, механизаторов, доярок, скотников… К такому положению вещей привёл комплекс факторов. Сказались и демографический кризис начала 1990-х годов, когда в стране на фоне экономической, социальной нестабильности упала рождаемость, и урбанизация – усиливающийся отток населения из села в город.   Согласно данным Минсельхозпрода только за один прошедший год по разным причинам из сельскохозяйственной отрасли Татарстана выбыло около трёх тысяч специалистов. В аграрном секторе республики сегодня задействованы всего 57 тысяч работников, то есть лишь 6,3 процента из 900 тысяч человек, проживающих на селе. Категория работников сельскохозяйственной отрасли не только сокращается численно, но и стремительно стареет. По данным того же аграрного ведомства, доля молодёжи в возрасте до 30 лет, трудоустроенной на селе за последние три года, составляет всего девять процентов, а доля работников старше пенсионного возраста выросла в отрасли за тот же период на четыре процента.  

ИЗМЕНИТЬ СИТУАЦИЮ ПОКА НЕ УДАЁТСЯ Несмотря на усилия государства и бизнеса, переломить ситуацию пока не удаётся. Кадровый дефицит в сельском хозяйстве обсуждается на разных уровнях – и в самых высоких официальных структурах, и на полевом стане, и на фермах. Льёт воду на мельницу также взаимное недовольство молодых специалистов (условиями труда, уровнем зарплаты) и работодателей (низкое качество подготовки молодых специалистов, их амбиции). Руководители животноводческих хозяйств сетуют на то, что выпускники – молодые ветврачи, например, приходят к ним «ну совсем никакие», способные блеснуть разве что теоретическими знаниями, причём зачастую весьма далёкими от практики. Впрочем, здесь рады и таким «недозрелым» Айболитам: «Выучим, – говорят, – лишь бы пришли и остались!» Представители науки твердят: в вузах слабая практическая база, не хватает современных пособий и специалистов. Мы стараемся, обучаем студентов, а они получают «корочки» (на всякий случай) и трудоустраиваются в городах. А представители органов власти не устают перечислять меры поддержки, которые оказываются студентам и молодым специалистам, лишь бы те закрепились на селе, – подъёмные, ежемесячные доплаты к заработной плате, льготные кредиты…  

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ РАБОТАЮТ ПЯТЬ ПРОЦЕНТОВ Почему не хватает рабочих рук в сельском хозяйстве? Что поможет обеспечить приток населения в сёла и деревни? Ответы на эти и другие вопросы на прошлой неделе искали участники заседания Комитета Госсовета РТ по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике. Помимо депутатов и представителей Министерства сельского хозяйства и продовольствия, на заседание были приглашены ректоры Казанского государственного аграрного университета Айрат Валиев и Казанской государственной ветеринарной академии Рустам Равилов. О ситуации по закреплению молодых специалистов на селе доложил заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Ришат Хабипов. «Уровень обеспеченности специалистами и кадрами массовых профессий в республике составляет от 80 до 96 процентов по разным категориям работающих. Больше всего аграрной сфере не хватает зоотехников, агрономов, ветврачей, инженеров, востребованы также экономисты и бухгалтеры, – сказал спикер. – Для привлечения и закрепления на селе выпускников у нас действует ряд мер поддержки из республиканского бюджета, в том числе подъёмные для молодых специалистов и доплаты в первый год работы. За последние три года эта поддержка вылилась в 99 690 тысяч рублей. Таким образом, на производстве закрепились лишь 286 специалистов». В республике исторически функционирует 25 образовательных учреждений, готовящих кадры для нужд АПК: 23 аграрных ссуза и два сельскохозяйственных вуза (КазГАУ и ветакадемия) ежегодно выпускают две тысячи (900 и 1100 соответственно) специалистов. Таким образом, за те же упомянутые заместителем министра три года аграрные ссузы и вузы подготовили шесть тысяч специалистов. И если следовать логике докладчика, который в своих подсчётах за реперную точку взял сумму востребованной господдержки, то по специальности пошли работать не более пяти процентов выпускников! Уж очень слабый «вы­хлоп» от обучения получается. А если учесть, что год учёбы одного студента-бюджетника обходится государству в 150 тысяч рублей, то КПД образования вовсе уходит в минус.

В КазГАУ результативность обучения, как оказалось, всё же выше. Ежегодное количество выпускников университета – более 800 человек, из них около пятисот обучаются по специальностям непосредственно для сельскохозяйственных и предприятий по материально-техническому обеспечению сельхозтоваропроизводителей. Из 320 выпускников-очников прошлого года по специальности работают 62 человека (18,7 процента), большинство – 141 человек – вращаются в сфере АПК – заняты материально-техническим обеспечением сельскохозяйственных товаропроизводителей. 32 человека нашли себя в отраслях, далёких от аграрной сферы, остальные продолжили обучение на следующем уровне или ушли в академический отпуск (декрет, армия). Эти данные представил ректор КазГАУ Айрат Валиев. Что касается ветеринарной академии, то там картина плачевней. Как сообщил ректор Рустам Равилов, сразу после выпуска в сельскую местность отправляются работать около 40 процентов специалистов, но половина из них спустя 2–3 года увольняются. Причина – низкая зарплата, жилищные проблемы, плохие условия труда.  

НАУКА И ПРАКТИКА В ОДНОЙ СВЯЗКЕ Как отметил Ришат Хабипов, агробизнес, если он хочет заполучить специалистов, должен теснее взаимодействовать с образовательными учреждениями, прилагать усилия для привлечения молодых работников. И присматривать кадры надо не только на студенческой, но и взращивать их для себя уже на школьной скамье. Между тем такая практика уже существует. Подготовка кадров в университете ведётся с использованием современного оборудования. Докладывая о подготовке кад­ров для АПК, ректор КазГАУ сообщил, что вуз вовсю сотрудничает с предприятиями. И не только во время производственной практики. «Сервис-Агро», Вayer, «Август», Татмелиорация, Татагрохимсервис, Россельхозцентр, Amazone, «Евротехнологии Татарстана», «Весталия Сердж Казань», «Проминтел-Агро», «Агромак» оснастили учебные классы и лаборатории университета современным материально-техническим оборудованием. Только за последний год открыто 12 оборудованных аудиторий по агрономическому и агроинженерному направлениям. Например, в учебно-демонстрационном центре для обучения студентов используется более 100 единиц постоянно обновляемой сельскохозяйственной техники. В центре автоматизации и роботизации технологических процессов в АПК, оснащённом самым современным лабораторным оборудованием, обучающиеся имеют возможность получить столь необходимые сейчас знания в области цифровизации сельского хозяйства.  

Для того чтобы студенты агрофака были ближе к земле, в университете начали строительство агробиотехнопарка. В настоящее время на его территории уже функционируют делянки, на которых выращиваются различные сорта картофеля и элитных семян пшеницы, испытываются удобрения и биопрепараты. В университете в соответствии с требованиями времени постоянно трансформируются образовательные программы. Ведётся набор студентов на такие новые программы, как «Информационные системы и технологии», «Автоматизация и роботизация технологических процессов», «Биотехнологии и защита растений» и «Экология почв и продовольственная безопасность». Готовы к лицензированию два новых направления – «Биотехнология» и «Прикладная информатика». Кроме того, при содействии аграрного университета в тринадцати школах Балтасинского, Мамадышского, Муслюмовского и Актанышского районов создано 29 аграрных классов, программа обучения в которых предусматривает углублённое изучение профильных предметов, стажировку на производстве и разработку проектов. Над этими классами шефствуют местные агропредприятия – «Бурбаш», «Сырнай», «Кызыл юл», «Кама», «Татарстан», «Труд» , «РМ Агро», «Август-Муслюм» и другие. В текущем году планируется открыть ещё 12 агроклассов.  

МЕШАЮТ СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В числе проблем, усложняющих подготовку специалистов на достаточном уровне, ректор КазГАУ Айрат Валиев отметил недостаточное отраслевое финансирование университета по сравнению с аналогичными направлениями в вузах, подведомственных Минобразованию России, низкий уровень начальной подготовки студентов (в аграрные вузы, как правило, поступают абитуриенты со средним баллом ЕГЭ ниже 60). Кроме того, решение кадровой проблемы ректор видит в совершенствовании механизмов целевого приёма и обучения, а также производственной практики. Айрат Валиев предложил депутатам рекомендовать районным администрациям принять план мероприятий по обеспечению АПК квалифицированными кадрами, в том числе путём поддержки деятельности агроклассов в школах и эффективного использования механизма целевого приёма и обучения. Закрепить молодых специалистов в сельской местности, по его мнению, может также возможность бесплатного получения ими земельного участка для строительства жилья. Ректор Казанской госветакадемии Рустам Равилов в целом согласился с коллегой, назвав в числе главных проб­лем, затрудняющих подготовку аграрных кадров, недостаточную практическую подготовку будущих специалистов из-за слабой технической и педагогической базы. Есть большие претензии и к работодателям: они нуждаются в ветврачах, зоотехниках, но сами не хотят вкладываться в подготовку кадров. «В прошлом году целевое обучение в нашем вузе хотели пройти 48 абитуриентов, однако лишь 23 из них смогли найти работодателей, которые согласились заключить договоры. Большинство выпускников ветакадемии изначально, даже будучи первокурсниками, не собирались работать по специальности в сельской местности. К сожалению, здесь вуз ничего сделать не может. В основном проблема заключается в том, что выпускники не удовлетворены теми условиями, которые им предоставляют, заработной платой», – пояснил Рустам Равилов. Участники заседания признали: молодёжь сегодня, в принципе, не мотивирована работать в АПК, и причин тому много. Это маленькая и нестабильная (зависящая от времени года и количества полученной продукции) зарплата, сезонность работы, низкий престиж сельского образа жизни и проблемы социального обустройства села. Если уже сейчас не принимать действенных мер по привлечению молодежи в сельхозорганизации, может возникнуть такая ситуация, что через несколько лет просто некому будет возделывать землю и выращивать скот.

Источник: http://rt-online.ru/na-sele-i-zelyonomu-ajbolitu-rady/
© Газета Республика Татарстан