100 лет ТАССР.
Становление и развитие Республики Татарстан и Казанского государственного аграрного университета – общая история и будущее
Сегодня аграрный научный и образовательный комплекс Республики Татарстан представляет собой совокупность организаций сферы науки и образования различного статуса, форм собственности и ведомственной принадлежности. В его составе одно из ведущих мест занимает Казанский государственный аграрный университет. Это один из старейших аграрных научно-образовательных центров России, гордящийся своими лучшими традициями и замечательными выпускниками среди которых Первый Президент РТ, ныне Государственный советник РТ М.Ш.Шаймиев, действующий Президент РТ Р.Н. Минниханов и другие.
История развития Казанского государственного аграрного университета имеет глубокие корни, тесно связана как с историей Республики Татарстан, так и сельского хозяйства.
После революции 1917 г. в Поволжье в 1918-1919 гг. шла гражданская война, в эпицентре которой дважды оказались Поволжье и Приуралье. Она тяжело отразилась на развитии аграрной отрасли, составлявшей основу экономики региона, и положении крестьянства, представлявшего подавляющую часть его населения. По сути дела оно было поставлено в положение кормильца армий воюющих сторон, чьи фронты в течение 1918 – 1919 гг. пролегали по территории Поволжья и Приуралья. В 1920 г. в Поволжье началась сильнейшая засуха, что вызвало страшный голод среди населения. В этих труднейших условиях переходного периода в 1917-1920 гг. в Казани обсуждался вопрос о возрождении государственности татарского народа. 27 мая 1920 г. председателем СНК В.И. Лениным и председателем ВЦИК М.И. Калининым был подписан Декрет об образовании Татарской Автономной Советской Социалистической Республики в составе РСФСР.
Постепенно, преодолевая тяжелые последствия войны и разрухи, Татарская республика пыталась нормализовать социально-экономическое положение населения. Новый урожай 1922 г., возвращение в республику населения, уехавшего во время голода, борьба за восстановление промышленности и сельского хозяйства — все это способствовало оживлению культурной жизни и положительно сказалось на сферах образовании и науки ТАССР.
22 мая 1922 года, было принято особое решение Глафпрофобра РСФСР о создании на базе лесного факультета Казанского государственного университета и сельскохозяйственного факультета Политехнического института самостоятельного Казанского института сельского хозяйства и лесоводства. В октябре 1922 года было утверждено первое правление института. На сельскохозяйственном отделении преподавали профессора: А.М.Васильев, А.Я.Гордягин, Ф.В.Чириков, А.Е.Арбузов, Ф.Т.Дитякин и многие другие. 1923 год был отмечен большим событием в жизни института: состоялся первый выпуск. После открытия в 1922 году Казанского института сельского хозяйства и лесоводства Казанское среднее сельскохозяйственное училище было закрыто, хозяйство его передано институту, а Ферма ещё оставалась в ведении Наркомата земледелия ТАССР. Лишь в мае 1925 года Ферма перешла из ведения Наркомата земледелия ТАССР, став подразделением Казанского института сельского хозяйства и лесоводства.
Казанскому институту сельского хозяйства и лесоводства с 1925 года для размещения было передано по Постановлению правительства РСФСР комплекс зданий бывшего Коммерческого училища (ул. К. Маркса,65) — ныне главное здание Казанского государственного аграрного университета. В июне 1929 года решением Совнаркома РСФСР сельскохозяйственный факультет был преобразован в агрономический с отделениями:
1) агрономическое с секциями растениеводства и животноводства;
2) организации коллективного земледелия;
3) землеустроительное.
Лесной факультет, также был преобразован в факультет лесного хозяйства с двумя отделениями — лесохозяйственным и лесного водного транспорта.
Основная масса студентов были комсомольцами, идейно преданными молодой Советской власти, несмотря на очень трудные условия, проводили большую учебную, политико-воспитательную и культурно-массовую работу в институте и подшефных деревнях Арского и Свияжского кантонов Татарии. Они активно участвовали в предметных комиссиях, вместе с преподавателями составляли учебные планы и программы по всем дисциплинам и приводили их в соответствие с требованиями времени. Кроме того, они оказывали большую помощь преподавателям в оборудовании лабораторий и кабинетов общего и частного земледелия, почвоведения, машиноведения и других специальных дисциплин.
Президиум Татцика в Постановлении от 26 декабря 1928 года признал, что КИСХиЛ является учебным и научно-исследовательским центром Поволжья. В этом же Постановлении рекомендовалось Наркомпросу и институту обратить особое внимание на комплектование вуза рабочей и крестьянской молодежью, особенно из бедняков и батраков, и на увеличение числа татар-выдвиженцев в приеме.
Студенты принимали активное участие в шефстве над деревнями. Эта работа была самой многогранной и увлекательной. В 13 деревнях более 70 студентов работали над ликвидацией неграмотности, руководили спортивными, хоровыми, музыкальными, драматическими кружками, организовали «агрообоз» по очистке семян, выступали с докладами о внутреннем и внешнем положении СССР, вели агротехническую пропаганду, систематически выпускали стенные газеты, занимались антирелигиозной работой. Такая работа для сельского хозяйства ТАССР, переживающего негативные последствия коллективизации, была большим подспорьем. Большое внимание студенты уделяли шефству над военно-морским и воздушным флотом. В подшефные части писали письма, собирали подарки, выезжали с концертами. Студенты активно участвовали в культурно-массовых и оборонно-спортивных мероприятиях. Они организовали литературно-художественный журнал «Чернозем», в котором печатали (на стеклографе) свои стихи, поэмы, рассказы.
Постепенно жизнь крестьянства республики, испытавшего мощный стресс в результате коллективизации, входила в нормальное русло. Очевидцы зарождения колхозов спустя десятилетия вспоминали с некоторой ностальгией детские летние лагеря, обеды на полевом стане, пионерские сборы, концерты в сельских клубах. В 1930-е гг. в татарских селах стали разбивать общественные сады, колхозные огороды, появилась пусть и в незначительном количестве техника: тракторы, грузовые автомобили.
Вместе с изменениями в сельском хозяйстве республики происходили перемены и в Казанском институте сельского хозяйства и лесоводства. В 1930 году постановлением Наркомзема СССР, Казанский институт сельского хозяйства и лесоводства был разделен на два вуза: Лесотехнический с переводом в 1932 году в Йошкар-Олу Марийской АССР и Сельскохозяйственный с агрономическим факультетом в Казани.
Постановлением коллегии Наркомзема РСФСР от 27 октября 1932 года Казанскому сельскохозяйственному институту было присвоено имя выдающегося писателя А.М.Горького.
В 1933 году Казанскому сельскохозяйственному институту передан Институт молочного хозяйства, преобразованный в зоотехнический факультет и впоследствии, в 1936 году, переведённый в Казанский ветеринарный институт.
В годы довоенных пятилеток Республика превратилась в весьма значимый промышленный и агарный центр страны. Также развивались народное образование и просвещение, наука, литература и искусство. Проведены важные преобразования в области языкознания и культуры. В 1929 г. перешли с арабской письменности на латиницу, а в 1939-1940 гг. был организован переход на новый алфавит на основе кириллицы – русской графики. Появились переводы произведений русской классической литературы на татарский язык. Большое значение для культурной жизни Казани имели приезды в Казань А.М. Горького и В.В. Маяковского. Развивается творчество татарских писателей Г. Ибрагимова, Г. Камала, Ш. Камала, К. Тинчурина, Т. Гиззата, Х. Такташа, Ф. Карима, Г. Баширова, Х. Туфана, К. Наджми, Г. Кутуя, М. Джалиля и др. Татарская культура в 1930-1940 гг. обогатилась плеядой талантливых композиторов. Огромной популярностью пользовались произведения замечательного татарского композитора, основоположника татарской профессиональной музыки С.Сайдашева. В предвоенные годы стали известными имена таких композиторов, как: М. Музафаров, Дж. Файзи, Ф. Яруллин, Н. Жиганов, А. Ключарев, З.Хаби6уллин и других. Были созданы музыкальные школы, возникли многочисленные кружки музыкальной самодеятельности. Важным каналом пропаганды музыкальной культуры стало радиовещание. Прозвучала первая татарская опера «Сания». В 1939 г. в Казани открылся Театр оперы и балета. Определенные достижения были в области изобразительного искусства. В Казани плодотворно работали художники: Н. Фешин, П. Радимов, П. Беньков, Г. Медведев, В. Тимофеев, Б. Урманче.
Мирную и созидательную жизнь страны и ТАССР в 1941 году жестоко перечеркнула Великая Отечественная война. На плечи колхозного крестьянства легла многократно возросшая тяжесть работы по снабжению армии и населения, промышленных центров продовольствием, фабрик и заводов сельскохозяйственным сырьем. С началом войны почти прекратилось снабжение села сельскохозяйственными машинами, запасными частями к ним и горючим. Энергетические мощности сельского хозяйства уменьшились в 1,7 раза. В 1941 году из хозяйств республики было изъято 3150 грузовых машин, а это 80% всего автомобильного парка республики на тот момент, и 390 тракторов. Это привело к резкому снижению энерговооруженности сельского хозяйства. К тому же все здоровые лошади были также отправлены на фронт.
На одну треть уменьшилось количество рабочих рук. 13 апреля 1942 года ЦК ВКП(б) и СНК СССР определили обязательный минимум трудодней для каждого колхозника. Он был повышен до 100 – 150. Из 5 тыс. обученных механизаторов 3 тыс. составляли женщины и девушки. Ими вырабатывалось 70 – 75% трудодней. Остальная часть приходилась на подростков и стариков. Широко использовалось привлечение на сельхозработы городского населения. Вместе со взрослыми тяготы военного времени делили школьники. В соответствии с законом подростки должны были в год вырабатывать до 50 трудодней. Для этого в период летних каникул в школе им приходилось, несмотря на юный возраст, трудиться от зари до зари. На полях республики ежегодно пахали, боронили, косили, пасли скот, работали на тракторах до 130 тыс. школьников.
Наиболее тяжелым для сельского хозяйства республики стал 1943 год. Прекратились поставки тракторов, грузовых машин и горючего. На автомобили и тракторы ставили газогенераторные установки, работавшие на дровах. Такая техника работала плохо, но альтернативы не было, к тому же в колхозах и совхозах на 60 тыс. уменьшилось количество лошадей. В связи с этим общая посевная площадь сократилась почти на четверть. Ослабление производительных сил деревни привело к тому, что более чем в 2,5 раза уменьшились валовые сборы зерна, более чем наполовину снизилась урожайность. На 20% сократилось поголовье крупного рогатого скота, на 57% – свиней, на 34% – овец и коз. Конечно, война чрезмерно ослабила аграрную отрасль республики. Тем не менее за 4 года она дала государству и фронту 2 млн 363 тыс. т зерна, более 600 тыс. т картофеля и овощей, 325 тыс. т продуктов животноводства, 200 млн л молока, более 0,5 млн пудов шерсти, десятки тысяч пудов масла, меда, табака.
На фронт были мобилизованы многие преподаватели вузов, студенты, учителя. В вузах были введены планы с сокращенными сроками обучения. В первые годы войны резко сократилось число студентов. Вместе с тем вузами республики за годы войны подготовлено свыше 6 тыс. специалистов. В годы Великой Отечественной войны сельскохозяйственный институт также перешел на полувоенный режим работы. Директорами вуза в тот период были А. Анисимов (1940-1941 годы), А. Вершинин (1941-1943 годы) и Г. Голосов (1943-1945 годы). Только в 1941 году на фронт ушли более 50 студентов и сотрудников института, работников учебно-опытного хозяйства. В память о подвиге защитников Отечества в главном здании и на территории учебного городка — на Ферме установлены обелиски.
Несмотря на военные условия, жизнь в институте не прекращалась ни на минуту. Занятия проводили по сокращенным программам, летние каникулы и учебные практики были заменены сельскохозяйственными работами, так как в это время в колхозах и совхозах катастрофически не хватало квалифицированных механизаторов. К началу весенне-полевых работ 1942 года, институт выпустил 100 бригадиров тракторных отрядов и 95 трактористов. В годы войны в городе были организованы 45 госпиталей, в том числе в здании института на К.Маркса 65.
В послевоенные десятилетия почти вся территория Татарстана была втянута в процесс индустриализации. Это ставило серьезные проблемы для развития аграрной отрасли республики. К окончанию войны сельское хозяйство республики, как и Советского Союза в целом, находилось в упадке и нуждалось в государственной поддержке. Но в послевоенный период колхозная деревня опять стала основным источником средств и трудовых ресурсов для промышленности. Страшным испытанием для сельского хозяйства страны стала жестокая засуха 1946 года, охватившая огромную территорию, куда входила и Татарская республика. По существу в послевоенный период положение в аграрной сфере оставалось почти таким же тяжелым, как и в годы войны. Низкие показатели его производства свидетельствовали о том, что сохранившийся и даже усилившийся военно-мобилизационный характер аграрной политики не оправдывал себя.
В это время в 1949 году в институте был создан агролесомелиоративный факультет. На базе кафедры физики и метеорологи была организована кафедра физики и математики, заведующим которой стал доцент Ш.С. Маневич. А 1950 год стал очень важным годом не только в истории развития института, но и в будущем развитии сельского хозяйства республики. Это год рождения факультета механизации сельского хозяйства (ФМСХ).
Во второй половине ХХ в. главную ставку государство по-прежнему делало на экстенсивный путь развития, т.е. расширение посевных площадей за счет освоения целинных и залежных земель Казахстана, Оренбуржья, Башкортостана. Поэтому основной поток инвестиций, выделенных на развитие аграрной сферы, шел в эти регионы. Татарская республика, относясь к числу старопахотных регионов, по-прежнему не располагала достаточными средствами для модернизации отрасли. Положение сельского хозяйства республики усугублялось более высокими по сравнению с соседними регионами ставками натуроплаты за услуги МТС. Вопрос об их снижении на протяжении 1950-х годов неоднократно ставился руководителями республики перед центральными государственными органами. Частично он был решен только в конце 1950-х гг. Серьезные проблемы аграрной отрасли создавало интенсивное развертывание нефтедобывающей промышленности и строительство Куйбышевского водохранилища. В результате из сельскохозяйственного оборота республики был изъят огромный массив земельных угодий, причем наиболее плодородных черноземов.
В масштабе всей страны первые 5 лет правления Н.С. Хрущева были одними из самых результативных по достижениям в сельскохозяйственной отрасли. В Татарстане же в этот период по многим показателям аграрная отрасль не приблизилась даже к довоенным параметрам производства. Уровень доходности колхозов был один из самых низких в России. В 1957 г. положение аграрной отрасли республики достигло такой критической отметки, что ЦК КПСС вынужден был прислать специальную бригаду для тщательного изучения ситуации. Проверяющие увидели беспросветную нужду, отчаяние колхозников и сделали однозначный вывод об отсталом состоянии аграрной отрасли в республике. После работы бригады ЦК КПСС Татарской республике была оказана существенная экономическая и материальная помощь. К началу 1960-х гг. сельскохозяйственные показатели республики несколько улучшились.
Как ответ на возрастающие запросы сельского хозяйства республики в грамотных экономистах, разбирающихся в аграрных вопросах, в 1961 году в сельскохозяйственном институте был открыт экономический факультет с двумя отделениями: экономики и организации сельского хозяйства и отделением бухгалтерского учета в сельском хозяйстве.
Наиболее эффективным периодом в аграрной отрасли была вторая половина 1960-х гг., когда был взят курс на переход от административных методов управления сельским хозяйством к экономическим, предоставление непосредственным производителям большей самостоятельности. Производительность труда в колхозах и совхозах Татарстана за 1966 – 1970 гг. повысилась на 44%, тогда как по СССР – на 37%.
В начале 70-х годов в сельское хозяйство республики, как и страны в целом, вкладывались значительные средства для преодоления его отставания от индустриальных отраслей. Были достигнуты заметные результаты в механизации, электрификации, химизации, мелиорации производства. В 1970 –1980-е гг. в Татарской АССР объем производимой валовой сельскохозяйственной продукции в расчете на 100 га земельных угодий был выше, чем в среднем по РСФСР, примерно в 1,5 раза. Вместе с тем, в 1970-е гг. в республике продолжался активный процесс сокращения посевных площадей: огромные массивы наиболее плодородных земель были превращены в гигантские строительные площадки в связи с формированием Камской промышленной зоны, сооружением Нижнекамского водохранилища, прокладкой крупнейших нефте- и газопроводов по ее территории.
В этих условиях сельскохозяйственный институт продолжал активно готовить кадры для аграрного сектора республики. За большой вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов сельского хозяйства вузу, в честь 50-летия Татарской АССР, в 1970 году было вручено памятное знамя Областного Комитета КПСС, Совета Министров ТАССР, Президиума Верховного Совета Татарской АССР, Президиума областного совета профсоюзов. 1972 год ознаменовался большими торжествами по случаю 50-летия вуза. Институт был награжден орденом «Знак Почета», а в 1982 году институт был награждён Почётной грамотой Президиума Верховного Совета ТАССР. В 1984 году Татарскому драматическому театру студенческого клуба Казанского СХИ во главе с художественным руководителем Р.Т. Галиевым было присвоено звание «Народный самодеятельный коллектив». Театр получил широкое признание в Республике Татарстан и в других регионах России.
К концу советского периода Татарская автономия по своему производственному и научно-техническому потенциалу превосходила ряд союзных республик и входила в число наиболее развитых экономических регионов РСФСР. Совокупный общественный продукт составлял 23 млрд, но республика имела право оставлять для удовлетворения социально-культурных и иных потребностей всего 2 – 9% от суммы отчисления от прибылей предприятий и организаций союзного и республиканского (РСФСР) подчинения. Это приводило к тому, что Татарская республика не в состоянии была удовлетворить нужды населения в товарах народного потребления.
В конце XX века перестройка в стране коснулась и политической жизни. 30 августа 1990 года Верховный Совет Татарской АССР принял Декларацию о государственном суверенитете Татарской ССР. Этот день стал отмечаться как День Республики Татарстан. С 30 августа 1990 г. Казань — стала столицей Татарской Советской Социалистической Республики. 26 декабря 1991 года, в связи с беловежским соглашением о прекращении существования СССР и об образовании СНГ, была принята Декларация о вхождении Татарстана в СНГ на правах учредителя. 7 февраля 1992 года Татарская ССР — переименована в Республику Татарстан. 21 марта 1992 года прошёл референдум о статусе Республики Татарстан. 22 мая было принято Постановление Верховного Совета о статусе Татарстана как суверенного государства. 30 ноября 1992 года вводится новая Конституция Республики Татарстан.
Важным шагом в укреплении суверенитета стало учреждение института президентства в республике. 13 мая 1991 г. Верховный Совет ТССР принял два решения о проведении в республике выборов президента России и назначении выборов президента ТССР. 12 июня 1991 г. первый президент Татарстана был избран. Им стал Минтимер Шарипович Шаймиев – выпускник факультета механизации Казанского сельскохозяйственного института. За него проголосовало 70,9% избирателей от числа принявших участие в голосовании.
В 1992 году институт отметил свое 70-летие. За значительные успехи в подготовке высококвалифицированных специалистов сельского хозяйства и в связи с юбилеем институт был награжден Почетной грамотой Республики Татарстан. В 1995 году Казанскому сельскохозяйственному институту был присвоен статус академии и новое название вуза — Казанская государственная сельскохозяйственная академия.
В XXI –й век Республика Татарстан и Казанская государственная сельскохозяйственная академия вошли с колоссальным потенциалом развития.
Важной особенностью экономической политики Татарстана в период становления рыночной экономики явилась государственная поддержка сельского хозяйства. Из республиканского бюджета финансировались все основные направления развития аграрного производства. Значительные валютные средства выделялись на приобретение импортных технологий, техники, средств защиты растений, семян, племенного скота и др. В сельскохозяйственной сфере стало активно развиваться сотрудничество с зарубежными фирмами. В итоге в сельском хозяйстве республики удалось избежать разрушительных тенденций, отчетливо проявившихся в 1990-е гг. в аграрном производстве России. В 1996 году по валовому сбору зерна Республика Татарстан вышла на первое место в России, опередив такие благодатные для зернового производства регионы, как Ставропольский край и Ростовская область. Большое внимание уделялось в республике совершенствованию и созданию предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции. Обновилась материально-техническая база мясокомбинатов, молокозаводов, сахарных заводов.
Довольно устойчивой являлась динамика сельскохозяйственного производства в 2000-е гг. Его доля в общероссийском масштабе стабильно увеличивалась с 1998 г. В Татарстане уровень производства 1990 г. был восстановлен в 2004 г., а в 2006 превысил на 13%. По России же в целом индекс сельскохозяйственного производства в 2006 г. составлял лишь около 75% от уровня 1990 г. В 2000 — е годы, все более активной становилась частная инвестиционная деятельность на селе. Частные инвестиции намного стали превышать сумму, выделявшуюся из бюджета республики. Линию на поддержку аграрного сектора Республики продолжил избранный 25 марта 2010 Президент РТ Рустам Нургалиевич Минниханов – выпускник института механизации Казанского сельскохозяйственного института.
В первое десятилетие 2000-х годов произошли серьезные изменения и в жизни академии. В 2002 в связи с 80-летним юбилеем академия была награждена Почетной грамотой Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Серьезные структурные изменения произошли в 2003 году, когда произошло восстановление факультета лесного хозяйства и экологии. В августе 2006 года произошло историческое по своим масштабам событие: Казанской государственной сельскохозяйственной академии присвоен статус университета. Отныне академия была переименована в Казанский государственный аграрный университет. Постановлением Правительства РТ № 350 от 28.04.2011 г. Казанский государственный аграрный университет определен как головной вуз научно-образовательного кластера (НОК) агропромышленного комплекса Республики Татарстан, который включает в себя также 9 учреждений среднего профессионального образования.
В настоящее время Казанский ГАУ является одним из стабильно и динамично развивающихся вузов Татарстана, обеспечивающий подготовку кадров высокой квалификации по довольно широкому спектру специальностей сельского и лесного хозяйств. Особая значимость деятельности Казанского ГАУ для социально-экономического развития региона определяется важной ролью аграрного сектора в экономике РТ. Сегодня сельское хозяйство Республики Татарстан занимает одну из лидирующих позиций в Российской Федерации (РФ) и является ключевой отраслью экономики Татарстана, формирующей более 10% ВРП. Республика на протяжении нескольких лет сохраняет лидирующую позицию в России по производству молока. РТ прочно занимает ведущее место в РФ по производству продукции животноводства (1 место по производству товарного молока, 4 место — мяса скота и птицы). Сельское хозяйство РТ является одним из ведущих в РФ. Республика находится на 4 месте среди регионов России по стоимости валовой сельхозпродукции и на первом месте в Приволжском федеральном округе. В Татарстане успешно действуют порядка 450 тыс. личных подсобных хозяйств, более 4,6 тыс. фермерских хозяйств, свыше 1,2 тыс. семейных ферм. Малыми формами хозяйствования производится половина всего объема сельскохозяйственной продукции республики.
Сегодня сельское хозяйство превратилось в высокотехнологичную отрасль. Это активное использование робототехники, искусственного интеллекта, сквозных информационных технологий, генной инженерии и многих другие современных технологий. Грамотное использование последних научных достижений позволяет республике увеличивать производство качественной сельхозпродукции и развивать глубокую переработку. В эти достижения вносят большой вклад представители агронауки и образования Казанского ГАУ.
Всестороннее научно-техническое сотрудничество Казанского ГАУ с производством позволяет эффективно решать проблему обеспечения сельских территорий Республики Татарстан и России специалистами, подготовка которых отвечает запросам времени, и прогнозировать кадровый потенциал для агробизнеса республики в целом.